Авторизация

Закрыть
Регистрация
Вход
Напоминание пароля
Регистрация необходима для того, чтобы вы могли оставлять свои комментарии к материалам сайта и участвовать в голосовании и дискуссиях.
Имя пользователя * :
Email * :
Антиспам * :

Введите цифры на картинке слева
Виртуальный тур
Жданов Юрий Андреевич
2010 г.
Жданов Юрий Андреевич
Советский ученый, Академик РАЕН. Под его руководством Ростовский государственный университет стал одним из ведущих вузов России.
Берест Алексей Прокопьевич
Весна 2011 г.
Берест Алексей Прокопьевич
Алексей Берест, поднял знамя над рейхстагом 30 апреля 1945 года вместе с Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария, причем Берест возглавлял группу.
Ильинская Тамара Ильинична
Осень 2011 г.
Ильинская Тамара Ильинична
Театральный педагог. Возглавляла театральную студию Дворца Пионеров и «Театр на Газетном» в Ростове-на-Дону.
Левшин Владилен Иванович
Весна 2012 г.
Левшин Владилен Иванович
Мастер циркового искусства.
Вартанян Геворк Андреевич
Осень 2012 г.
Вартанян Геворк Андреевич
Разведчик службы внешней разведки Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Удодов Иван Васильевич
Весна 2013 г.
Удодов Иван Васильевич
Советский тяжелоатлет, в 1952 году стал первым советским олимпийским чемпионом. Рекордсмен мира 1952—1956 года.
Балаев Георгий Михайлович
Осень 2013 г.
Балаев Георгий Михайлович
Заслуженный работник культуры РФ «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону» (1999).
Печерский Александр Аронович
Весна 2014 г.
Печерский Александр Аронович
Организатор восстания заключенных в лагере смерти Собибор (1943).
Корнилов Евгений Алексеевич
Осень 2014 г.
Корнилов Евгений Алексеевич
Один из ведущих российских исследователей в области журналистики..
Красниченко Леонид Васильевич
Весна 2015 г.
Красниченко Леонид Васильевич
Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, Почетный профессор ДГТУ.
Никулина Евдокия Андреевна
Осень 2015 г.
Никулина Евдокия Андреевна
Герой Советского Союза, летчица.
Кегель Владимир Вильгельмович
Весна 2016 г.
Кегель Владимир Вильгельмович
Зоолог. Создатель и первый директор Ростовского зоопарка.
Розенблит Роман Александрович
Осень 2016 г.
Розенблит Роман Александрович
Сценарист, редактор и режиссер-документалист.
«Проспект звезд» – принципиально новый для Ростова-на-Дону проект, который, через интерактивный опрос, призван формировать у горожан и гостей города интерес к истории Ростова-на-Дону, городским ценностям и традициям, к достижениям ростовчан. Подробнее

Балаев Георгий Михайлович

1923 - 2012
Композитор, заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин Ростова-на-Дону, проработавший 43 года бэндлидером и 40 лет педагогом. Знаковая фигура в музыкальной культуре Ростова.
Голосование на сайте завершено
Всего голосов: 7833

Родился 2 января 1923 в Ростове-на-Дону. В 30-е годы он окончил ростовскую музыкальную школу имени Иполитова-Иванова, затем поступил в музыкальное училище, но из-за Второй мировой войны, закончить его смог только в 1949 году по классу композиции. Участник Великой Отечественной войны. Войну Балаев прошел артиллеристом и был музыкантом в ансамбле 61-й армии, дошел до Берлина. Затем вернулся в Ростов и встретил свою судьбу, будущую супругу Нелли, которая была солисткой женского джазового коллектива. С 1946 преподаватель Музыкальной школы им. М. Гнесина в Ростове-на-Дону. С 1946 руководитель различных эстрадных ансамблей. Сочинения Георгий Балаев - автор 300 увертюр, 400 песен. Российскому слушателю он известен как автор "Зимнего вальса", с которого начинались новогодние телевизионные "Голубые огоньки", цикл Песни Дона и мн.др.музыка к спектаклям, кино- и телефильмам Только в фондах Гостелерадио России более 100 пьес, которые и сегодня можно услышать в эфире. Заслуженный работник культуры РФ.

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Комментарии:
Анюточка // 01.03.2013 17:40
Голосуйте!!! Голосуйте!!!!
Nikki // 20.03.2013 18:01
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Детская школа искусств №7 им. Г.М.Балаева-голосуй!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
anastassia // 23.03.2013 13:05
Что-то не похоже на то, что школа им.Балаева участвует в голосовании. С таким количеством учеников и учителей мы бы уже давно были на первом месте
викторияdgkl // 26.03.2013 10:07
а ничего что почти ни кто не знает об этом голосованмм??? ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ ТОЛЬКО 1/3 ШКОЛЫ! КТО ГОЛОСОВАТЬ ТО БУДЕТ???
anastassia // 26.03.2013 11:37
Если каждый из 1/3 сообщит хотя бы одному человеку, будет уже 2/3 и .т.д.!!!!!!
joli // 27.03.2013 14:03
У этой 1/3 есть друзья, родственники, знакомые, которые также могут принять участие в голосовании и стыдно,что среди музыкантов нашего города не существует сообщества, способного поддержать достойных людей.
викторияdgkl // 27.03.2013 16:48
плюс ещё то, что не все могут зарегистрироваться. как это понять?????? я зарегистрироваться смогла чуть лм не с 20 раза! я целый месяц заходила писала писала писала... а он не принимает!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
викторияdgkl // 27.03.2013 16:48
плюс ещё то, что не все могут зарегистрироваться. как это понять?????? я зарегистрироваться смогла чуть лм не с 20 раза! я целый месяц заходила писала писала писала... а он не принимает!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Nikki // 27.03.2013 18:39
Первый раз после регистрации на сайте нужно переходить по ссылке, указанной в письме электронной почты!!!!!!
викторияdgkl // 27.03.2013 18:40
какая вы умная!
joli // 27.03.2013 20:09
Вам подсказывают, зачем грубить?
Swet // 27.03.2013 21:14
Странно вы себя тут все ведете, голосуете за человека культуру, а своим же глотки готовы перегрызть!
Swet // 27.03.2013 21:15
Извините, за человека культуры!!!
викторияdgkl // 25.03.2013 21:54
голосуем не переживайте)))
kioleajo1 // 27.03.2013 14:09
А осенью 2012 за Г.М. Балаева голосовали активнее!!!!!
Nikki // 22.03.2013 15:06
Г. Калошина. Искусство «играющего бытия» (К 85-летию Георгия Балаева) ИСКУССТВО «ИГРАЮЩЕГО БЫТИЯ» Начну с лирики. У каждого творческого человека есть самые трепетные воспо¬минания детства. Таким для меня стало знакомство в 12 лет с композитором Георгием Ба¬лаевым. Собственно, ансамбль Балаева в нашем городе знали абсолютно все. Каждое посещение престижных кинотеатров «Победа», «Родина», «Комсомолец» начиналось в 50-60-е годы с обще¬ния с его замечательным коллективом и с его пес¬нями, ибо перед началом сеансов всегда звучала музыка. И не потому, что надо было завлекать зри¬теля в кинозал, нет! Самое доступное и «наиваж-нейшее» из искусств посещали в те годы охотно: семьями, компанией друзей, всем классом. И свое-образным подарком, ярким дополнением к днев-ным и вечерним киносеансам в воскресенье было выступление эстрадного ансамбля или оркестра под управлением Г. М. Балаева. Его песни очень любили: они часто звучали в различных клубах, в самодеятельных коллективах, филармонические артисты также включали их в свой репертуар. Его инструментальные композиции с удовольствием слушали и в концертах, и по радио. В моей школе № 90 тоже был хор, в котором я солировала. И однажды наш руководитель выбрал для смотра самодеятельности две песни Георгия Балаева. Мы их исполняли после песни «Хотят ли русские войны» Колмановского. Очень волнова¬лись. И вот после исполнения к нам за кулисы при¬шел удивительно симпатичный человек и стал ра¬достно нас поздравлять. Мы, было, подумали, что выиграли конкурс самодеятельности, но оказалось, что самый настоящий композитор пришел позна¬комиться с юными исполнителями. Я тогда расхра¬брилась и сказала, что тоже сочиняю песни. Он вызвался послушать. Так в далеком 1957 году в мою жизнь вошел замечательный музыкант, удивитель­но теплый и сердечный человек Георгий Балаев. Я еще несколько раз исполняла его песни уже в Ростовском университете, где с 1961 года училась на мехмате и пела в ТЭФФ (театре эстрады физи­ческого факультета). Мы их исполняли даже на выездных гастролях в Москве и Ленинграде зимой 1962 года. Балаев мне очень помог и в моих первых опытах сочинения музыки. Песни я сочиняла в огромном количестве, а вот аранжировать для эс­традного коллектива не умела. Мы ходили на ки­носеансы, чтобы учиться оркестровке, покупали пластинки с его записями. На занятиях по композиции с замечательным композитором А. Артамоновым я выполняла уп­ражнения по инструментовке для симфоническо­го состава. Напомню, что эстрадные коллективы тех лет формировались по принципам симфоджа- за, но звучание эстрадного ансамбля или оркестра было иным, нежели оркестра симфонического, су­ществовали другие приемы оркестрового письма, включавшие импровизации солирующих инстру­ментов. Ритмический пульс ударных создавал осо­бую энергетику, колорит групп инструментов и их миксты в непривычно терпких гармониях были иными, нежели в традиционных стилях. А пособий по оркестровке для этих коллективов не было. Советские эстрадно-джазовые коллективы синте­зировали принципы симфонических оркестров, оркестров русских народных инструментов и за­рубежных джаз-коллективов типа оркестра Глена Миллера (хотя отрыто в симпатиях к джазу пред­почитали «не распространяться»). Эстрадно-симфонический оркестр Гостелера- дио Юрия Силантьева или ансамбль Леонида Уте­сова были далеко. А здесь, в Ростове-на-Дону, в те годы самым профессиональным был коллектив Балаева. И он выполнил свою роль. Как когда-то «декабристы разбудили Герцена», так в Ростове Ге­оргий Балаев «разбудил» Кима Назаретова. Я по­мню Кима Аведиковича молодым пианистом вна­чале на выпускных экзаменах в музыкальном учи­лище, исполняющим сонату Бабаджаняна, потом студентом Харьковской консерватории, солирую­щим в концерте Хачатуряна с симфоническим ор­кестром филармонии под руководством Леонида Каца. И могу с полной ответственностью сказать, что в его академических пианистических выступ­лениях явно присутствовал пульс джаза. Он как- то очень «смачно» подчеркивал синкопы в первой части, а в медленной части Концерта Хачатуряна чуть затягивал начало такта, еле заметно «свингуя». В его гибких rubato, в особой манере колорирова- ния мелодизированных в импрессионистическом духе «аккордовых гроздьев» явно угадывался бу­дущий создатель Ростовского биг-бенда. Он так же, как и Балаев, смог предслышать ритмы будущего. Как потом я узнала, он в те годы тоже учился у Бадаева. Но дорогу в это будущее проложил все-таки Георгий Балаев, он, безусловно, был лидером наше­го донского края в области эстрадно-джазового искусства. Как свидетельствуют факты биографии, он родился в 1923 году. Окончил ДМШ им. Иппо- литова-Иванова, где обучался по классу фортепи­ано. Затем поступил в Ростовский музыкальный техникум на отделения фортепиано и композиции. Но занятия прервала война. Во время Великой Отечественной войны вначале служил в действу­ющей армии: в разведке 138-го артиллерийского полка, затем аккордеонистом в ансамбле 61-й ар­мии, в составе которой дошел до Берлина. По окон­чанию военных действий начал работать аккорде­онистом в ансамбле Северо-Кавказского военного округа под руководством Анатолия Тополя, затем пианистом в джаз-оркестре Иосифа Стельмана. Продолжил обучение в Ростовском музыкальном училище, теоретико-композиторское отделение которого окончил с отличием в 1949 году. Еще в юности Г. Балаев увлекся джазом. Но в училище не было эстрадного отделения. Все инте­ресующиеся эстрадой или джазом студенты закан­чивали академические отделения игры на различ­ных инструментах, хоровое, вокальное или теоре­тико-композиторское отделения. Как выпускник отделения композиции, он поначалу создавал про­изведения различных жанров: симфоническую поэму для большого состава, сонаты, камерные вокальные сочинения. Параллельно пробовал силы в песенном жанре и в джазовых композициях. Яр­кий талант мелодиста, способность точно найти верную интонацию почти каждого стихотворения, почувствовать его поэтический строй и упругий ритм позволили Георгию Балаеву быстро найти свою аудиторию. Обладая «чуткими ушами», он вслушивался в мелодические разливы донских на­родных песен, зачастую включая их обороты и попевки в свои сочинения. В 1947 году в Ростове-на-Дону открылся кино­театр «Спартак», и Георгий Балаев был назначен руководителем эстрадного оркестра, который ис­полнял популярные мелодии И. Дунаевского, дру­гих советских композиторов, играл небольшие оркестровые попурри из них и композиции на ме­лодии из кинофильмов и оперетт. И у него был уже свой собственный «ларчик» с песнями! После от­крытия в 1960 году широкоформатного кинотеа­тра «Россия» (сегодня Центр им. Кима Назарето­ва) его пригласили стать художественным руково­дителем и дирижером эстрадного оркестра. Через несколько лет этот коллектив стал эстрадно-сим­фоническим. Музыка в его исполнении под руко­водством Балаева часто записывалась на донском радио и в Гостелерадио СССР. Ни один праздник в городе и области, городах Северного Кавказа не обходился без этого замечательного оркестра. Оркестр Балаева, как его называли в области, стал мощной творческой лабораторией, в которой выверялось звучание оркестровых групп, оттачи­валось мастерство оркестрантов, формировался оригинальный репертуар. Не мудрено, что нарож­дающиеся в городе ансамбли и небольшие оркест­ровые коллективы в ВУЗах (в РГУ, в РИСХМе, в РИИЖТе), в техникуме культуры, в крупных клу­бах и дворцах культуры города и области стреми­лись ему подражать. Участники нашего универси­тетского коллектива специально посещали концер- ты Балаева, чтобы учиться аранжировке и манере исполнения. В оркестре Балаева были и певцы-исполнители, и солисты на разных инструментах: аккордеоне, баяне, трубе, тромбоне. Среди них - такие извест­ные в городе музыканты как саксофонист Карп Де- ланьян, трубачи Георгий Михайлов и Владимир Насонов, тромбонист Анатолий Беспаленко, скри­пач Михаил Фадеев, ныне концертмейстер Академи­ческого Большого Концертного оркестра им. В. Си­лантьева п/у народного артиста СССР М. Кажлае- ва. Некоторые из них параллельно совмещали этот труд с работой в Ростовском симфоническом ор­кестре. Среди певцов помню выступления солиста Алексея Федоровича Матюкина - теперь он дирек­тор детской музыкальной школы им. Н. А. Рим- ского-Корсакова и до сих пор поет в концертах песни Георгия Балаева (только уже с духовым и с эстрадным оркестрами своей школы и с Муници­пальным оркестром «Дон»). Оркестр Балаева часто выступал и на сцене Рос­товской областной филармонии, и на сценических площадках всех городов и сел Ростовской области. Даже в поле, вечером, рядом с комбайнами на по­левом стане. Именно там его песни звучали осо­бенно раздольно, сливаясь с незримым мощным хором сверчков и кузнечиков. Там были, говоря метафорически, корни таланта Балаева, там нахо­дился тот благодарный слушатель, который готов был всю ночь под звездами впитывать легко и не­принужденно рождающиеся под пальцами музы­кантов мелодии. Я помню одно такое выступление, когда в летнюю страду, в июле, наш студенческий университетский коллектив «пересекся» в одном из совхозов Цимлянского района (с/х «Волгодонской» № 1) с профессиональным оркестром Балаева. Мы выступали поочередно, потом совместно. Маэст­ро был в ударе, концерт закончился далеко за пол­ночь. И потом мы еще долго пели у костра те пес­ни, которые только что исполняли «балаевцы». Георгий Михайлович - автор самых разнообраз­ных сочинений. Особая область его творчества - музыка к пятнадцати художественным и докумен­тальным кинофильмам. Среди них киноленты «Го­род пламенных зорь», «Отцы и дети», «Быстроно­гий чемпион», «Вернись человеком», «Семь дней совхоза „Гигант"» и многие другие. Он также ав­тор музыки к спектаклям ростовских театров: «Свадьба Кречинского» и «Жестокие игры» (театр им. М. Горького), «Александр Пушкин» (ТЮЗ), «Прекрасная Галатея» (театр кукол). Для Саратов­ского государственного театра драмы им создана музыка к спектаклю «Рок-н-ролл на рассвете». Но вернемся немного назад. Сразу после окон­чания музыкального училища Г. Балаев стал педа­гогом музыкальной школы - еще одна «стезя», ко­торая продолжалась более тридцати лет. Видимо, поэтому, особенно «теплая» страница его творче­ства - музыка для детей. Это пьесы для различных инструментов, малых и больших эстрадных, народ­ных, духовых ансамблей. Это и хоровые песни, сре­ди которых - часто звучащие в детских передачах «Топ-Топ» и «Елочные огоньки» для детского хора и эстрадного оркестра. Песня «Елочные огоньки» открывается замечательным вступлением, где ком­позитор использует утонченный оркестровый при­ем: переливы вспыхивающих и гаснущих огней елочных гирлянд создаются с помощью «перезво­на» нескольких инструментов (челесты, колоколь­чиков, электрооргана), звуки которых возникают как мерцающие пуантилистические точки в про­странстве оркестра. Такие оригинальные оркестро­вые жемчужины присутствуют в аранжировках практически каждой его песни, в каждой пьесе для оркестра. В этой небольшой статье я хочу остановиться на двух самых востребованных жанрах из богато­го и разнообразного творчества Георгия Балаева: на его песнях, многие из которых и сегодня люби­мы слушательской аудиторией, и на его замечатель­ных музыкальных композициях для оркестра (с солистами-инструменталистами или без оных). Центр им. Кима Назаретова при поддержке ряда спонсоров выпустил пять дисков с записями со­чинений Балаева, позволяющими достаточно пол­но представить эти жанры его творчества. Раньше говорили, что это - «легкая» музыка. Однако поз­вольте Вас заверить, дорогой читатель, что это музыка профессиональная и полноценно художе­ственная. Она часто звучала в 70-е годы на фести­валях «Донская музыкальная весна», где получила высокую оценку композиторов В. Мурадели, А. Долуханяна, А. Флярковского, считавших ком­позиции Балаева для симфоджаза выдающимися сочинениями. После этих фестивалей пьесы рос­товского композитора зазвучали в исполнении мос­ковских эстрадно-симфонических, народных, сим­фонических оркестров под управлением Ю. Силан­тьева, В. Федосеева, Б. Карамышева, А. Михайлова, А. Петухова, М. Кажлаева и др. Большинство композиций имеют программные подзаголовки, следуя традициям программного отечественного и зарубежного симфонизма. Ко­нечно, это обобщенная программность, фиксиро­ванная подзаголовком. Еще великий Лист, форму­лируя принципы программности, выдвигал мысль о том, что программность не только намечает путь для работы воображения слушателя. Программ­ность, считал Лист, «защищает композитора от произвольного истолкования его сочинений кри­тиками и слушателями, направляет их мысли на определенные идеи, но, главное, служит стимулом для развития музыкального языка и всевозмож­ных композиторских технологий» [3, 309-310]. Мы это видим на примере творчества Балаева. Бездна оркестровых приемов, им выработанных, стала достоянием последующих поколений. Не исклю­чено, что типовые аранжировки для компьютера разрабатывались также и на основе его находок, поскольку он оказал влияние на многих москов­ских, ленинградских коллег, вывозивших за рубеж как свою «продукцию», как и композиции Балаева. У Листа мы находим еще одну идею. Он пола­гал, что преимущество программных сочинений в том, их содержание находится на «стыке», на вза­имодействии собственно вербального ряда (в виде программы) и самой музыки. Название нацели­вает на некие образные ассоциации, картины, идеи, настроения. Но музыка обладает собствен­ной, независимой от слова палитрой образов, вы­работанных предыдущими эпохами и зашифро­ванными в музыкальном материале. Такое нало­жение смыслов объективно расширяет содержа­ние «намека, идеи картины», высказанного сло­вом, а порой и противоречит или находится к нему «по касательной». Большинство композиций Балаева продолжают традиции романтической программной и непро­граммной миниатюры. И, в тоже время, термин «композиция», возникший в начале XX века в жи­вописи абстракционистов - В. Кандинского, К. Ма­левича, П. Клее, - во второй половине века стал прочно связан с джазом и появившимися всевоз­можными сочинениями под названием «Музыка». С появлением джаза главным компонентом со­чинения стала свободная сольная импровизация; пьеса или цикл с названием «композиция» стала соседствовать с жанром «музыки». Оба новых жа­нра предназначены для «надбытового», преподно­симого музицирования, но при этом опираются на бытовые жанры, ритмы, мелодии. И поэтому вы­ступают своего рода медиаторами между профес­сиональной и бытовой сферами. Они свободны по принципам построения формы-структуры, по тех­нике композиции, могут использовать практичес­ки любые средства: додекафонию, алеаторику, джаз, рок. Характерная особенность - черты концерт­ного стиля с солирующим инструментом или с поочередным солированием разных инструментов по типу концерта для оркестра. «Композиция» у Балаева, как и у других авто­ров (Ю. Саульского, М. Таривердиева, А. Петрова, А. Флярковского) может содержать черты сонат­ной цикличности и поэмности (моноцикличнос­ти), черты вариаций или представлять простой тип формы (рондо, трехчастную форму, сложную или простую). Композиции Балаева разделяются на программные и непрограммные. Среди непро­граммных излюбленный жанр - увертюра (напри­мер, «Фестивальная», «Праздничная», «Приветст­венная» увертюры, «Маленькая увертюра», «Увер­тюра без названия»). Ее роль в концерте аналогич­на функции театральной увертюры: чаще всего она была начальной заставкой концерта, который про­должали пьесы в жанровых традициях романтиз­ма: Прелюдия для трубы и оркестра, Рондо, Этюд, Экспромт, Багатель, Эскиз, Вальс-скерцо, Интер­меццо, Скерцино, Музыкальный момент, Тема с вариациями, Интерлюдия, Постлюдия. Компози­тор редко объединял их в циклы. Исключение - четырехчастный «Дивертисмент» и «Сюита из трех частей в современных ритмах». Среди непрограмм­ных миниатюр часто встречается термин «пьеса»: «Пьеса для оркестра», «Пьеса для виолончели и эс­традного оркестра» и др. И что интересно, непри­тязательные пьесы подчас имеют развитую драма­тургию, почти буквально оправдывая свое назва­ние. Программные сочинения, как известно, связа­ны с тремя параметрами: программный замысел, собственно программа и музыкальное воплоще­ние, конкретизирующее программу. Конкретиза­ция осуществляется с помощью тембровых, гар­монических изобразительных элементов, жанро- во-характеристических средств, через различный по стилевым истокам тематизм. В современном творчестве это могут быть еще и элементы «кон­кретной музыки», специфические приемы элек­тронной музыки. Судя по названиям композиций Балаева, содержательная палитра их образов нео­бычайно разнообразна. Некоторые из них возник­ли как оркестровые фантазии на образы, появив­шиеся через тексты собственных песен (но не на музыкальный тематизм). Основа вокального на­следия Балаева - лирическая песня с широкой сфе­рой образных ассоциаций, красота мелоса, свобод­ная пластика развивающихся линий, красочность сопровождения с множеством подголосков в кон­трастных пластах фактуры. Богатый дар мелодиста - важнейшая особен­ность таланта Балаева. Роскошные, бесконечно льющиеся мелодии переполняют не только его песни. Во многих оркестровых композициях ме­лос ведет за собой всю оркестровую ткань. Вспо­минаются афоризмы Рихарда Вагнера: «Мелодия - душа музыки, а оркестр, несомненно, ее „тело"». В книге «Опера и драма» Вагнер сравнивает музыку с бушующим океаном, по которому кормчий-ком­позитор ведет свой корабль [1,447-448]. Это в пол­ной мере можно сказать и про Балаева. Его оркест­ровые ресурсы безграничны. Поэтому образный круг его инструментальных композиций значи­тельно шире, нежели тематика песен. Георгий Балаев, несомненно, - выдающийся мастер оркестровых партитур и приемов оркест­рового письма, блистательный знаток законов ин­струментальной аранжировки, превосходно знаю­щий возможности инструментов всех типов орке­стров XX века (симфонического, оркестра народ­ных инструментов, джаз- и рок-коллективов), ис­торию оркестровых стилей. Он ищет и всегда на­ходит тот штрих, прием, фактурный «микст», ко­торый придает неповторимость сочинению. Композитор влюблен в жизнь, наблюдателен, точными мазками фиксирует в музыке свои на­блюдения. Среди «моря» его пьес широко представ­лены сочинения, возникшие на основе бытовых традиций (танцевальные, песенные композиции, жанровые сценки), проникновенные зарисовки лирических состояний, пейзажные эскизы мира природы и времен года, урбанистические и сель­ские образы, сказочные мотивы. При этом сочи­нения сугубо профессиональны, ориентированы на различные жанры и типы композиций. Программ­ный замысел диктует выбор оркестрового реше­ния, поиск индивидуального штриха, а последую­щий процесс создания приводит к той или иной форме. Они могут быть написаны в трехчастной, сонатной, вариационной формах, в форме рондо; порой дорастают до масштабов увертюры, оркес­тровой сюиты, оркестровой картины, фантазии или попурри, поэмы. Остановимся на анализе программ. Прежде все­го - это образы природы. Композитора впечатля­ет горный пейзаж («Дорога в горах», «Долина нарзанов», «Эхо»), притягивает и манит небесный про­стор («Звездная россыпь», «В небе голубом»). Вот вам «горнее» и «дольнее», небо и земля. Он любу­ется морем («Лунная дорожка», «Берег надежды»), поэтизирует переливы светотени, времен суток («На рассвете», «Утром», «Вечером», «Синий вечер», «Южная ночь», «В полночь»). Он очень любит «жи­вописать» звуками, создавая зарисовки времен года и природных сил («Зеленая улица», «Весеннее цве­тение» «Ветерок», «Капли дождя»). Особенно его радуют зимние пейзажи и сценки («Зимняя кар­тинка», «По снежной дороге», «Падают снежинки»). Разнообразны и живописны его жанровые сценки («На каникулах», «В воскресный день», «Клоуны в цирке», «Прогулка», «Колыбельная песня», «Знако­мая тропинка»). Национально-характерное запе­чатлено в русской линии («Русские напевы», «Рус­ский танец», «Плясовая», «Барыня», «Танец»), ря­дом с ними «Цыганский танец», «Лирическая Боссанова», испанские мотивы в пьесах «Болеро», «Пасадобль», многочисленных аргентинских и кубин­ских танго, «Танго для скрипки» и др. Все части Сюиты - и Гавот, и Самба, и Вальс - тоже несут в себе энергетику характерных латиноамериканских синкоп и ритмических контрастов. Излюбленные мотивы автора - образы величе­ственного Кавказа и жизни горцев. Это давало ему повод опираться на пластичные «разливы» восточ­ных мелодий с причудливой орнаментикой и ин­струментальными наигрышами: то армянскими, то адыгейскими, то грузинскими по истокам. Так воз­никали сюиты и пьесы «Кавказские зарисовки», «В Домбайской долине», «Праздник в ауле», «Северо­кавказская свадебная плясовая», «Лезгинка», «Кав­казский сувенир». Балаев - мастер меткого харак­теристического портрета. Здесь и меланхоличный «Автопортрет», и зарисовки «с натуры», портреты девочек («Попрыгунья», «Непоседа») и мальчиков («Шалун»), или всех вместе (сценки «Шутка», «За­бава»). Часто композитор обращается к урбанистиче­ским мотивам. Они представлены пьесами, соеди­няющими поэтическое настроение и различные по скорости образы движения, его скрытую энергетику («Старый трамвай», «В Луна-парке», «Скач­ки», «Калейдоскоп», «Магистраль», «Автострада»). Особая утонченность, теплота и задушевность от­личают его пьесы-состояния, пьесы-настроения: «Раздумье», «Утешение», искренне восторженное «Посвящение», беззаботное «Хорошее настроение», интимное «Для тебя», восхитительный «Ноктюрн», «Мне хорошо», «Лирическая», «Лирические напе­вы», «Лирическая пьеса». Все они, наряду с много­численными вальсами, - своего рода «воспомина­ние о романтизме» («Нежный вальс», «Изящный вальс», «Сентиментальный вальс», «Вальс-каприс», «Вальс невесты», «Счастливый вальс»). Когда-то философ И. Кант сказал, что истинно Прекрасное, создаваемое по его концепции игрой фантазии художника, можно представить себе только в виде арабесок. Он называл арабесками узоры ковров, восточные орнаменты с их загадоч­ной символикой, сплетением растительных моти­вов. Позднее, в XIX веке, Шуман присвоил это на­звание новому жанру фортепианной миниатюры, наделив определенными выразительными средст­вами: подвижный темп, легкий «налет» скерцозности, порхающий пунктирный ритм, штрих staccato, воздушная, прозрачная, как бы «летящая» факту­ра. Название закрепилось в композиторской прак­тике, иногда обретая элементы восточных наигры­шей, оправдывая «арабское» происхождение терми­на «арабеска». Необычайно привлекательны компо­зиции Балаева «Арабеска» и «Узоры», развивающие эту шумановскую традицию. Основой художественного процесса в «Арабес­ках» является принцип «монтажа». Непрестанная «перетасовка» темброво-гармонических фрагмен­тов, фактурных «пятен» и «блоков», подвижный ритмический рисунок в жанре скерцо, изящная воздушная фактура, пронизанная световыми «бли­ками» коротких пассажей, игрой светотени в гар­монических оборотах, - все это создает прелест­ный и непрерывно изменчивый образ. Тот же прин­цип игры с «монтажностью» процесса развития автор использует в пьесе «Терем-теремок», только составные части фактурных «блоков» основаны на русском национальном материале. А вот «Узоры» сплетаются из наложений мелодических линий и рисунков в вертикали фактуры, расцвеченных, как Klangfarbmelodie в «Лунном Пьеро» Шенберга, «цве­товым» спектром тембров. Игровая модель здесь иная: она - в перекличке тембров отдельных фраг­ментов мелодических линий. Разнообразие оркестровых красок, привлекае­мых композитором, поражает богатством фанта­зии и неистощимостью приемов. Так, композитор часто использует скрипичный штрих sautille (со- тийе) для создания совершенно неожиданных об­разов. В композиции «Магистраль» этот штрих передает эффект порывов встречного ветра; в изящном скерцо, названном «Капли дождя», орке­стровая ткань строится на переплетениях скрипич­ных пиццикато и сотийе. В Сюите (Гавот, Самба, Вальс) сотийе и пиццикато во второй части акцен­тируют удары контрабаса в ритме ча-ча-ча, рож­дая ассоциации с танцами Латинской Америки. Порою звуковой образ, найденный композито­ром, противоположен ожидаемому (если исходить из названия сочинения). Так, в композиции «Уте­шение», вопреки нашим ожиданиям услышать ли­рический ноктюрн в духе Листа, мы находим по­движный темп, быстрые пассажи фортепиано, на фоне которых развивается пространная лиричес­кая мелодия. Поначалу она проходит у электроин­струментов, затем ее подхватывают различные ли­нии духовых. Этот принцип «противополагания» контрастных элементов по вертикали (единовре­менный контраст барочной традиции) лежит в ос­нове многих сочинений мастера. В композиции «Старый трамвай» меланхолический вокализ в вос­точном духе - «бесконечная» мелодия саксофона сопровождается энергичным ритмом. В «Пада­ющих снежинках», «Автостраде» присутствует тот же конфликт изобразительного, ритмического и мелодического начал. Композиция «В Домбайской долине» вместо предсказанного наименованием со­зерцания кавказских вершин, образа тишины и по­коя насыщена активными танцевальными ритма­ми, сопровождающими восхитительную лиричес­кую мелодию и колоритные гармонические обо­роты в восточном духе. И это решение кажется совершенно убедительным. Однако оно передает скорее радость встречи с величавой природой Кав­каза, нежели раскрывает облик природного фено­мена. Композитор любит мелодии народов Кавка­за, восточный оттенок мелоса появляется в самых различных его композициях. Ведущий метод развития в сочинениях авторавариационный, причем это преимущественно оркестрово-тембровые вариации и вариации типа мелодического ostinato, когда основная мелодия передается от инструмента к инструменту, словно каждый должен ее пропеть, и всякий раз в новом оркестровом «наряде». Второй прием - введение контрастного образа джазового биг-бенда с аккор­довыми «гроздьями», превращенными в мелодизи- рованные линии. Третий принцип развития - сво­бодный игровой монтаж различных фактурно-гар- монических и ритмических блоков, использован­ный самостоятельно или в виде фона мелодических линий. Четвертый, импровизационный, пришел в творчество мастера из джаза. Это тоже игровое на­чало в музыке, любование возможностями инстру­ментов, включением элементов концертирования, «фиксированной» и свободной импровизации. Все творчество композитора, в целом, представ­ляет собой тесное сплетение «академической му­зыки, перемещенной в сферу массового потреб­ления в оригинальном облике» [4, 14], синтез бы­тового и народно-жанрового начал с мелодичес­ким богатством советской массовой песни, джа­зом и самыми прогрессивными оркестровыми по­исками эпохи. И что важно - это всегда солнеч­ное, оптимистическое искусство, искусство радо­стного, играющего бытия, содержащее высокий жизненный тонус. Оно придает силы сомневаю­щимся и утверждает идеалы добра, веры и люб­ви. Оно наделено глубоким смыслом: вопреки всем перипетиям судеб и трагедиям эпохи, мир прекрасен и гармоничен, и поэтому у каждого есть надежда на счастье.
Гость ( IP: 178.*.*.236 ) // 30.03.2013 20:46
ГЕОРГИЙ БАЛАЕВ - ЭТО ПОТРЯСАЮЩИЙ МУЗЫКАНТ И КОМПОЗИТОР, ДОБРЕЙШЕЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК, ВЕСЕЛЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ ЖИЗНЬ И ЛЮДЕЙ, МУДРЫЙ. ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН РОСТОВА НА ДОНУ, ЕГО ЗНАЕТ ВЕСЬ ГОРОД. РОСТОВЧАНЕ СЛУШАЛИ И СЛУШАЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МНОГИЕ ИЗ КОТОРЫХ ГЕОРГИЙ БАЛАЕВ ПОСВЯТИЛ СВОЕМУ ЛЮБИМОМУ ГОРОДУ РОСТОВУ НА ДОНУ. ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Нат // 04.04.2013 17:09
Друзья! Завтра будем голосовать и на Ворошиловском! Кто был знаком с Георгием Михайловичем- счастливый человек. Он родился в Ростове и всю жизнь отдал музыкальному и духовному воспитанию детей, молодежи, и радовал старшее поколение своим творчеством, которое хорошо знают в Ростове, России и за рубежом. А в годы войны он защищал Родину. Только человек, проживший всю жизнь в Ростове достоин быть отмечен на ПРОСПЕКТЕ ЗВЕЗД.Те,кто получал знания и был с ним знаком несут добрую и светлую память о нем. Благодарим Вас за активное голосование, мы обязаны помнить этого прекрасного ЧЕЛОВЕКА!!!
joli // 11.04.2013 10:10
ОЧЕНЬ ОБИДНО, ЧТО ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ НЕ ПОБЕДИТ!!!!!!!!!!!!!! ЗА НЕГО ПРОСТО НЕКОМУ ГОЛОСОВАТЬ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГОГО ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА - УДОДОВА И.В., ЗА КОТОРОГО ГОЛОСУЕТ ВЕСЬ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ВЕСЬ СПОРТИВНЫЙ ДОН И ВСЯ ОБЛАСТЬ.,ХОТЯ ОСЕНЬЮ 2012 БЫЛО НАОБОРОТ, ЗА БАЛАЕВА-9096 ГОЛОСОВ, ЗА УДОДОВА - 5301 ГОЛОС
anastassia // 12.04.2013 09:15
Как можно выйти в лидеры, если вчера и каждый день за Удодова голосовало 100 человек, а за Балаева - 68?
Комментарий удален модератором
Леонид // 10.03.2013 12:17
Родственники замечательного спортсмена и человека Удодова для победы своего отца и деда вступили в сговор с откровенными обскурантными силами-мракобесными националистами, причем даже зарубежными(Украина).Давайте поддержим Георгия Михайловича! Фашизм не пройдет!
Анюточка // 10.03.2013 13:20
ВЕРНО!!!
Иришка // 10.03.2013 13:37
У вас с головой все в порядке?! Какой сговор? Мой дед никогда не вступал ни с кем в сговор, он узник концлагеря и я его внучка буду вступать в сговор! Вам должно быть стыдно за ваши слова! А если я кого- то благодарю, то лишь за то, что голосуют за достойного кандидата!
Иришка // 10.03.2013 14:00
А Вы как посмотрю то за одного кандидата подбиваете голосовать, то за другого, а то как же узник Бухенвальда, парниша из глубинки Ростовской области получит звезду!!! СТЫДНО ДОЛЖТНО БЫТЬ!!!
Nikki // 15.03.2013 16:53
Правду говорите, любезный человек!!!!
димати // 22.03.2013 08:24
уважаемый откуда такая интересная информация? когда кидаешь в человека кидаешь грязью, помни: до него она может не долететь, а на твоих руках она останется..........
belka // 12.03.2013 10:55
Леонид-вы мягко сказать-жалкий....
dmitry // 12.03.2013 14:00
Заслуженный работник культуры РФ- Достойный человек, но Первый Олимпийский Чемпион ,обязан быть Первым!При всем уважении к Культуре.
arina // 12.03.2013 15:05
Не ссорьтесь, девочки и мальчики!
joli // 15.03.2013 12:10
ГРУСТНО
joli // 15.03.2013 12:13
К сожалению, в этот раз у Г.М. Балаева не оказалось достойной группы поддержки. Музыканты
г.Ростова, где вы?
Natali66 // 19.03.2013 09:11
Георгий Михайлович обязан получить звезду!!!!!!!!!!!!! Поддержка найдется!!!!!!!!!!!!!
joli // 21.03.2013 12:26
Ну и где Ваша поддержка ?
Гость ( IP: 217.*.*.142 ) // 21.03.2013 19:57
А вы сами за кого?
joli // 21.03.2013 22:39
А что, непонятно?
Гость ( IP: 217.*.*.98 ) // 21.03.2013 23:35
Очень культурные люди, болельщики Балаева, отвечающие вопросом на вопрос!!!
Гость ( IP: 83.*.*.102 ) // 17.03.2013 14:19
!
karin7 // 22.03.2013 11:45
голосуюююююю
Nikki // 22.03.2013 15:13
Послушайте произведения этого прекрасного человека! http://www.tunnel.ru/view/post:237348
anastassia // 22.03.2013 21:48
Добрый, светлый человек - музыкант от бога, педагог необыкновенный, достойный кандидат "на
звезду"!!!
Гость ( IP: 93.*.*.34 ) // 29.03.2013 16:29
Великолепный музыкант и замечательный человек! Достоин!!!!
Ira_donskova@mail.ru // 02.04.2013 21:28
Достойный Светлый Добрый Человек! Голосую!!!
nikola // 03.04.2013 19:09
Дорогие друзья! С 5 апреля начинается голосование на проспекте Ворошиловском, выше Красноармейской!!!!!!!!!!!!!! Голосуйте за замечательного человека-Георгия Михайловича Балаева, который прославил наш город, где прожил 89 лет! Он навсегда останется в нашей памяти, Ростов им гордится!!!!!!!!!!
Liudmila // 07.04.2013 12:14
Он должен победить!
Nikki // 07.04.2013 19:51
Он обязан победить,а мы ему поможем! Весь мир голосует за него!!!
Ангелина03 // 13.04.2013 16:50
Привет всем!Глосуйте за Балаева!!!!
Нат // 14.04.2013 19:06
Друзья! Давайте идти до конца, голосуйте, не сдавайтесь! Еще не все потеряно, сплотимся за Георгия Михайловича!!!
anastassia // 14.04.2013 21:33
Мы -то сплотимся, но у нас нет внучек, выклянчивающих голоса для своего деда во всех соцсетях, мы просто ученики, любящие и помнящие своего педагога и не имеющие возможности
устроить голосование при помощи студентов своего вуза.
belka // 15.04.2013 09:21
О Боже!!!!!Какие же вы.....тьфу!!!!поэтому ни чего у вас и не получается!!!!надо быть добрее,человечнее что-ли....заметьте,что вашего кандидата никто не оскорблял!!!
joli // 15.04.2013 10:31
Вашего тоже, и прежде чем плевать, загляни в орфографический словарь, как пишется слово "ничего", а правда, бывает, не каждому нравится.
belka // 15.04.2013 11:17
Тьфу-тьфу-тьфу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Во-во,не каждому нравится правда!!!!
anastassia // 15.04.2013 13:09
Чего ты тут расплевалась? У тебя что, проблемы со слюнными железами? Так пойди полечись или плюйся на своей странице,
belka // 15.04.2013 13:27
У меня со всеми железами все хорошо!!!!!)))))Мир и спокойствие вам "милые" люди)))))))))))))))))))))
ИннаТ // 23.04.2013 14:20
Даже противно читать!! Вы считаете что такими репликами поднимете рейтинг своего кандидата? Он человек культуры!!!! А здесь такя грязь.....
олечка.ru // 24.04.2013 19:25
голосуйте! нам очень надо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Гость ( IP: 178.*.*.236 ) // 24.04.2013 22:36
In pugna non numerus multum, sed fortitude eorum vincit
Noodles // 25.04.2013 13:58
Все кандидаты достойны!
Просто мы с Балаевым!
Спаси всем кто отдал за него голос, низкий поклон!
Korovev // 25.04.2013 14:13
По мне, так я бы всем звезды дал!
Они все достойны, все были патриотами и все любили Ваш прекрасный город!
Мне кажется, что голосование не совсем правильное действо - многие даже не в курсе что оно проводится в связи с этим все равно объективной картины нет.
А так приходится голосовать - потому как по другому звезды не дают)
Я голосую за Георгия Михайловича, но была б возможность,на этой звезде написал бы
Балаев - Удодов
Маришка // 26.04.2013 08:38
Ни чем не хочу принизить деятельность Балаева но с блакировкой голосов за Удодова не согласна. Зачем устраивать голосование ,если оно нечесное. Пусть победа будет в чесном бою!!!!!!!! Между прочим первый олимпийский чемпион очень достоин звезды!!!!!!!!!! Первый олимпийский чемпион и из Ростова!!!!!!!! Зачем же блокировать большенство отдающих ему голосов???????????? А если хотите просто поставить звезду Балаеву, без борьбы, так зачем же устраивать голосование - СТАВЬТЕ ПРОСТО!!!!!!!!!!!!!!!! Не стоит принижать УДОДОВА - как будто за спортивные достижения меньше голосуют - это ведь не правда!!!!!!!!!!!!!! 19.04.2012г. Удодов опережал на более 500 голосов, а сейчас большенство голосовавших за него заблокировано!!!!!!!!!!!!!!! Посоветуйте КОМУ ПИСАТЬ??????????????????????????????????????????
Администратор
Администратор // 26.04.2013 12:27
Дорогие друзья! Просьба: на странице кандидата оставлять комментарии относящиеся к жизни и деятельности героя. Для обсуждения других вопросов, в том числе по работе сайта, существует форум http://zvezda-rostov.ru/forum/. Все комментарии, не связанные напрямую с кандидатом, будут удаляться. Спасибо за понимание.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором





Комсомольская правда-на-Дону
2015 - Клуб Ростовских управленцев и предпринимателей
Всероссийское общество охраны памятников искусства и культуры. Ростовское отделение.
Издательский дом "Город N"
Архитектурное бюро Новая Р.А.С.А.
Маяк Ростов
Амалфея

Подписка на новости